Установка приборов учета энергоресурсов. Установка приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах


«Как сэкономить 5 тысяч рублей?»

Энергосберегающие лампы


Замена ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы может в среднем снизить потребление электроэнергии в вашем доме в два раза. Энергосберегающая лампа служит 10 тыс. час. в то время как лампа накаливания - в среднем 1,5 тыс. час, то есть в 6 - 7 раз меньше.
Компактная люминесцентная лампа мощностью 11 Вт заменяет лампу накаливания мощность в 60 Вт. Затраты окупаются менее чем за год, а служит она три-четыре года. Подсчитано: заменив в квартире площадью 45 - 50 кв. метров светильники с обычными лампами на люминесцентные, можно экономить примерно 1500 кВт/ч в год. Компактные лампы дневного света целесообразнее использовать в коридоре и на кухне, где свет горит дольше. Если вы не привыкли выключать за собой свет, то это наиболее приемлемый способ экономить и электроэнергию, и деньги.

Экономия: до 1000 рублей.

Пользуйтесь стабилизаторами напряжения.Энергетики советуют использовать стабилизаторы напряжения! Подключив через стабилизатор компьютер или теле¬визор, можно добиться существенного сокращения расхода электроэнергии.
«Спящее» состояние обманчиво
Тот, кто думает, что не работающие, но подклю¬ченные к электросети домашние электроприборы не потребляют электричество и не влияют на сум¬му платежей за свет, заблуждается. Электропотребление идет в таком «спящем» состоянии или со¬стоянии ожидания, когда включен только «красный глазок» на панели домашнего электроприбора. Так сколько же электричества потребляют не работаю¬щие, но включенные в сеть телевизоры, видео- и стереосистемы, микроволновые печи?
Исследованиями доказано, что расход электро¬энергии на приборы в состоянии ожидания составляет около 10% общего расхода электричества! Так, в среднем телевизор работает около 4 часов в день. В остальное время «на холостом ходу», будучи про¬сто включенным в сеть, он потребляет порядка 1,1 кВт/ч электроэнергии в день, в месяц - 33 кВт/ч. Микроволновая

Печь, видеомагнитофон «съедают» 0,4 кВт/ч в день, 12 кВт/ч - в месяц. А один час холостой работы электронагревателя разорит на 1,4 кВт/ч в день или на 42 кВт/ч в месяц.

Экономия: до 300 рублей.

Сколько «ест» холодильник?

Холодильник - один из самых энергоемких приборов. Он постоянно включен в сеть и потребляет столько же электроэнергии, сколько электроплита. В год набегает кругленькая цифра: компрессорный холодильник - 350 - 550 кВт/ч, абсорбционный - 600 - 1600 кВт/ч.
Экономичность холодильника, прежде всего, зависит от режима его работы, связанного с частотой пользования, и соблюдением правил эксплуатации. При правильной эксплуатации холодильника потребление энергии сокращается на 15 - 20%.
После трехкратного открывания двери холодильника потребление электроэнергии возрастает на 1%!

Экономия: до 300 рублей.

Хотите быть богаче - умейте экономить
Не пользуйтесь плитой без «веского основания». Ведь знают все: чтобы попить чаю, например, лучше воспользоваться менее энергоемким прибором -электрочайником. Таким образом, можно сэкономить до 250 кВт/ч в год.
Следите за исправностью плиты. Пользование неисправными конфорками приводит к перерасходу электроэнергии на 3 - 5%.
Немалое значение играет, какой посудой вы пользуетесь. Экономить электроэнергию можно, применяя специальную посуду с утолщенным дном, равным или немного большим диаметра конфорки. Экономия энергии при использовании такой посуды - от 140 до 280 кВт/ч в год.
Пользование посудой с искривленным дном может привести к перерасходу электроэнергии до 400 кВт/ч в год.
Кстати, немаловажный факт. Если вы готовите пищу в посуде без крышки, то расходуете энергии в три раза больше!
На электробытовые приборы расходуется 48% потребляемой электроэнергии, на освещение -12%, на приготовление пищи - 40%. Годовое потребление электроэнергии семьи с электроплитой - 3500 - 4000 кВт/ч.

Экономия: до 400 рублей.

Какие утюги экономичны?Пользуйтесь регулятором температу¬ры для глажения того или иного типа ткани. Зачем нагревать утюг до максимальной температуры, а потом ждать, когда утюг остынет, чтобы погладить синтетическую ткань? Вы теряете и время, и электроэнергию.
Покупайте утюги с плавным регулированием по¬дачи пара, учитывающим тип ткани. Если необходимо отпарить трудноразглаживаемую ткань, напри¬мер, джинсы, то можно воспользоваться режимом усиленной подачи пара. Режим «LOW PRESS» позволяет отпаривать деликатные синтетические ткани, подавая пар при работе на низких температурах.
Если до сих пор вы пользуетесь утюгом без регулятора температуры, пора задуматься о приобретении более современного, у которого продолжительность разогрева сокращается с 15 - 20 минут до 6 - 7 минут, расход электроэнергии снижается более чем на 20%.

Экономия: до 500 рублей.

Машину-автомат загружайте полностью
С точки зрения потребления электроэнергии наиболее экономичны автоматические стиральные машины. Главное правило, обеспечивающее экономичность-полная загрузка. Не начинайте стирку до тех пор, пока не скопится количества белья, достаточного для полной загрузки машины!
Старайтесь стирать с меньшей температурой. При температуре стирки +90"С потребление электроэнергии на 30 - 40% выше, чем при температуре стирки +60"С.
Используйте энергосберегающие программы: при увеличении продолжительности стирки можно снизить температуру воды. В этом случае экономия электроэнергии составит 45%, ведь основное по-требление электроэнергии идет на нагрев воды.
Отстирывая вручную особо грязные пятна и замачивая грязное белье, вы сможете избежать потребности в стирке при высокой температуре и большого потребления электроэнергии.

Экономия: до 900 рублей.

Хорошо утепляйте свои квартиры
Потери тепловой энергии отопительной системы в жилых домах составляют почти 20%! Большая часть потери тепла происходит:
- из-за неутепленных окон и дверей - 63%;
- через оконные стекла - 15%;
- через потолки и стены -15%.
Многие вместо утепления жилья применяют электроотопительные приборы дополнительно к системе отопления, что ведет к повышенному расходу электроэнергии. Северяне, как никто знают: утепление - лучшее энергосбережение.

Экономия: до 600 рублей.

Экономия энергии при потреблении воды
Знаете ли вы, что через кран, из которого капает вода {10 капель в минуту) вытекает до 2000 литров воды в год.
И если каждый из четырех членов Вашей семьи, оставляет открытым водяной кран только 5 минут в день, вы теряете 7 кВтч энергии, выбросив в окно 1000 рублей?
Принимать душ - намного дешевле, чем принимать ванну. Принимая ванну (140-180 л) Вы расходуете в три раза больше энергии, чем принимая 5-мин. душ.
Распылители на кранах позволяют эффективнее использовать воду.

Экономия: до 1000 рублей.

А также:
- изолируйте окна и двери, чтобы не допустить потерь тепла!
- не заслоняйте отопительные батареи мебелью и шторами!
- выключайте свет, когда выходите из комнаты!
- установите счетчики холодной и горячей воды!
- пользуйтесь настольной лампой, когда нет необходимости в общем освещении комнаты!
- при приготовлении пищи на электроплите выключайте ее за несколько минут до готовности пищи!
- накрывайте крышкой кастрюлю при варке пищи!
- установите двухтарифные счетчики электроэнергии!

Следуя советам по энергосбережению, Вы сможете положить в копилку семейного бюджета от 3000 до 5000 рублей в год, что составляет 25% расходов семьи на энергопотребление.

Сегодня знает каждая семья - экономия важна, экономия нужна!


Подготовлено редакцией журнала «ЭНЕРГОСОВЕТ» по материалам СМИ

Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применение приборов учета при осуществлении расчетов за них определены Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - закон).
Кто их должен устанавливать и оплачивать, а кто поверять? Интернет-форумы, семинары и конференции пестрят данными вопросами. Попробуем ответить на них.

Обязательна ли установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Согласно закону расчеты за энергетические ресурсы, включая воду (статья 5 пункт 2 закона), должны осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.
В законе четко определены крайние сроки установки приборов учета энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники нежилых зданий, строений, сооружений и иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными (общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.

Кто должен оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу, организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью, оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.

Нужно ли собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью, оплата оборудования и работ целиком или частично (в случае участия в федеральных, областных или муниципальных программах) распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ и качеству предлагаемого оборудования.

Кто имеет право устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации, организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
До 1 июля 2010 г. энергоснабжающие организации должны были предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов и лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении приборами учета используемых энергоресурсов.

Какая ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см. выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть «оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.

Кто осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы в субъектах РФ.

Предусмотрены ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований законодательства об установке приборов учета (стадии проектирования, реконструкции, капитального ремонта, строительства) - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на организацию от 500 до 600 тыс. руб.
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150 тыс. руб.

Кто осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо провести внеочередную поверку.

Кто осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается в периодической их поверке в специализированной организации (например, в лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации, имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с 2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет
Практика эксплуатации показала: ни у одного из отечественных теплосчетчиков фактический МПИ на совпадает с паспортным, утвержденным при проведении испытаний на утверждение типа средств измерении (СИ).
Для подавляющего большинства отечественных приборов учета фактический МПИ не превышает 1 года (хотя иногда встречаются образцы, у которых МПИ составляет 2 года) при заявленном МПИ в 3-5 лет и сегодня все отечественные производители приборов учета тепла негласно признают данный факт.

Каковы последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки разрешается оплата услуг по усредненному расходу.

Какие приборы учета энергии можно применять?
Следует устанавливать только те приборы учета, которые включены в государственный реестр средств измерений и допущенные к применению на территории Российской Федерации.
Однако даже включение прибора в Госреестр не гарантирует его качества. Поэтому необходимо вводить систему качества в теплоснабжении, помогающую теплоснабжающим и теплопотребляющим организациям применять передовой опыт, прогрессивное оборудование и новые технологические решения в области коммерческого учета тепловой энергии (подробнее см. статью В.К. Ильина «О работе комитета по учету тепловой энергии» - прим. ред.).
Кроме того, правилами пользования электрической, тепловой энергии, воды и газа установлены требования к классу точности применяемых приборов учета не ниже установленного порога. Класс точности - это возможная погрешность прибора учета в диапазоне измерений, выраженная в процентах. Чем больше число, обозначающее класс точности, тем ниже точность прибора.

Что такое прибор учета тепловой энергии?
Прибор (или узел) учета тепловой энергии - это комплекс приборов и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию его параметров. Конструктивно узел учета представляет собой набор «модулей», которые врезаются в трубопроводы. В узел учета тепла входят: вычислитель, преобразователи расхода, температуры, давления, приборы индикации температуры и давления, а также запорная арматура. Сигналы с водосчетчика (импульсы) и
сигналы с термометров сопротивления поступают в микропроцессор тепловычислителя, где с помощью высокоточного аналого-цифрового преобразователя преобразуются в цифровую форму. Далее происходит их интегрирование и вычисление тепловой энергии.

Где и как устанавливаются приборы учета тепловой энергии?
Узел учета тепловой энергии и теплоносителей должен размещаться, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом. При размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно; величину потерь следует указывать в договоре теплоснабжения.
Монтаж осуществляется на основании проекта и нормативной документации. Принимают и пломбирует узлы учета теплоснабжающая организация, выдававшая ТУ и отпускающая тепловую энергию.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Принятие федерального закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении....» поставило перед производителями приборов учета, внедренческими фирмами, потребителями энергоресурсов, региональными администрациями конкретную задачу - оснащение всех потребителей тепловой энергии и воды приборами учета в кратчайшие сроки - в пределе до 1 января 2013 г. При общем понимании не-обхо-димости таких работ возникает сомнение - насколько реально разработчики этого закона оценили возможности производственных, внедренческих, сервисных, согласующих структур, наконец, конечных потребителей ресурсов в реализации такого масштабного решения?

За предыдущие до принятия закона 15-17 лет приборами учета по разным оценкам оснащены ориентировочно 40 % всех потребителей ресурсов (средний темп оснащения - 2,5% потребителей в год). В оставшиеся после принятия ФЗ № 261 три года предполагается оснастить приборами оставшиеся 60% потребителей (темп оснащения приборами - 20% в год) при неопределенном порядке финансирования этих мероприятий.

За рамками закона № 261 ФЗ и документов, принятых в его развитие, остались вопросы сервисного обслуживания и обеспечения эффективной работы приборов учета энергоресурсов в течение всего срока их службы. Хотя любому специалисту из технической (да и не только технической) сферы понятно, что любое техническое изделие требует периодического обслуживания, создание системы сервиса в период гарантийного и послегарантийного срока эксплуатации. Узел учета тепловой энергии или воды - достаточно сложный технический объект, и для его надежной бесперебойной работы, обеспечивающей достоверный учет энергоресурсов, нужны и технические средства (диагностические приборы и установки, ремонтная база, запчасти и пр.), и квалифицированный ремонтно-сервисный персонал, и методическая база (монтажная, ремонтная, сервисная, метрологическая документация), организационная (административная) структура по обеспечению проведения всех сервисных работ.

Возможно, вопрос о создании сервисных служб разработчиками закона № 261-ФЗ сознательно отложен на будущее, исходя из того, что межповерочный интервал приборов учета тепловой энергии и воды составляет, как правило, 4 года? Вероятно, за 3 года предполагается оснастить все здания и сооружения приборами учета, а уж затем приступать к созданию сервисной базы?

Однако следует принять во внимание, что в 2006 г. Правительством РФ принято постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которое стимулировало установку приборов подомового учета тепла и воды. Приборы, установленные в соответствии с этим постановлением начиная с 2006 г., уже в 2010 г. начали поступать на поверку. Спрос на услуги по поверке и ремонту приборов учета существенно вырос, в 2011 и последующих годах можно ожидать его дальнейшего роста.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 94 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» главным и практически единственным критерием для определения поставщика приборов (узлов) учета энергоресурсов является цена контракта. Поскольку в финансировании установки домовых узлов учета или организации конкурсов на размещение таких заказов принимают участие местные администрации (как непосредственно, так и через контролируемые управляющие компании), то большинство конкурсов проводится на основании требований закона № 94 ФЗ. Требования минимума цены на контракт приводит в ряде случаев к установке узлов учета с приборами, арматурой низкого качества, что неизбежно приводит к быстрому выходу оборудования из строя. И при таком исходе владелец узла учета уже в первые годы эксплуатации вынужден нести серьезные затраты по внеочеред-ным ремонтам, поверкам, монтажу/демонтажу оборудования. Отсутствие сервисных структур по ремонту и поверке приборов учета энергоресурсов еще более усугубляют ситуацию, и сводят к минимуму предполагаемую экономию от внедрения систем учета энергоресурсов.

Каргапольцев В.П. , ООО «Промавтоматика-Киров», г. Киров

При подготовке материалов использованы статьи с сайтов Теплопункт, Портал-энерго, РосТепло.

Установка «умных» счётчиков станет обязательной с 1 июля 2019 года. Министерство строительства и ЖКХ России представило в Госдуму законопроект №139989–7 , об интеллектуальном энергоучёте. Мера, предложенная Минстроем, призвана наладить достоверный учёт потребляемых энергоресурсов, сделать систему начисления платежей прозрачной, свести к минимуму риск безучётного потребления.

Многие жильцы подкручивают счетчики, заставляя платить других жителей дома за себя. С «умными» приборами своровать невозможно. Любое вмешательство будет зафиксировано.

Александр Сидякин, председатель комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ

В первую очередь установку «умных» счётчиков сделают обязательной для новостроек и жилых домов, которые сдаются в эксплуатацию после капитального ремонта. Условия для широкого внедрения приборов учёта с дистанционной передачей данных создадут к концу 2019 года.

Предпосылки к обязательной установке «умных» счётчиков

В ноябре 2017 года Государственная дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект министерства строительства и ЖКХ о переходе на интеллектуальный учёт потребляемых энергоресурсов. Принятие нового закона направлено на стимулирование внедрения систем дистанционного сбора показаний со смарт-счётчиков с передачей в ресурсоснабжающие организации в режиме реального времени.

Впервые об интеллектуальном учёте широко заговорили после вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении...». Тогда Правительство поставило перед энергетиками и застройщиками непростую задачу – в коротких срок наладить достоверный учёт потребляемых энергоресурсов.

Так, закон «Об энергосбережении…» запрещает ввод многоквартирных домов в эксплуатацию, если они не выдерживают требований энергетической эффективности или не оснащены приборами учёта (Ст. 11 ч. 6-10).

Необходимость оснащения жилых и общественных зданий автоматизированными системами коммерческого учёта потребления энергоресурсов также отмечена в СП 134.13330.2012 от 01 сентября 2012 года «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования» (раздел 5.10).

В каких домах появятся «умные» счетчики

Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 года № 80-р автоматизированные системы учёта энергоресурсов включены в состав обязательного оборудования при проектировании и строительстве МКД (раздел IV.1). В обсуждаемом законопроекте также содержится требование к обязательному оснащению автоматизированными системами коммерческого учёта энергоресурсов многоквартирных домов, сдаваемых в эксплуатацию после строительства или капитального ремонта.

В ходе общественного обсуждения будущего закона не все участники энергетического и строительного рынков согласились с такой постановкой вопроса. Например, руководство ПАО «Россети» настаивает на том, что «умные» счётчики должны обязательно устанавливаться не только в новостройках и домах, которые сдаются после проведения капитального ремонта. В компании считают необходимым внедрять автоматизированные системы учёта в жилых и общественных зданиях при новом технологическом присоединении или при выходе из строя ранее установленных приборов.

Должен быть закон, который обяжет за три года закрыть весь периметр приборами учёта электроэнергии. Штрафы должны быть. Жесткие штрафы за неустановку или неработоспособность. Это основа. Причём приборы должны быть все интеллектуальные, цифровые.

Павел Ливинский, генеральный директор, председатель правления ПАО «Россети»

За чей счёт будут устанавливать «умные» счетчики

Этот вопрос находится в стадии разработки. Сейчас известно одно: россиян не обяжут ставить «умные» счётчики за свой счёт.

Сейчас расходы на установку «умных» счётчиков несут застройщики и управляющие компании. При этом, если у последних нет средств на монтаж интеллектуальных приборов учёта, Жилищный кодекс Российской Федерации разрешает финансировать эти мероприятия из средств фонда капитального ремонта (Ст. 166 ч. 2 188-ФЗ).

Установка смарт-счётчиков не скажется на кармане потребителей. Речь идёт о том, что их будут менять участники рынка, которые сегодня работают. Это могут быть энергоснабжающие организации или управляющие компании, прорабатываются разные модели, но точно не люди.

Андрей Чибис, замминистра строительства и ЖКХ России

По данным пресс-службы министерства строительства и ЖКХ, в России установлено около полумиллиона интеллектуальных приборов учёта. А ранее главный жилищный инспектор Андрей Чибис заявлял, что к 2024 году 95% россиян переведут на «умные» счётчики.

Для ускорения перехода на цифровой учёт потребляемых энергоресурсов в Совете Федерации 23 марта 2018 года обсуждался вопрос о том, чтобы переложить все расходы по замене приборов учёта на ресурсоснабжающие организации. Но парламентариям не удалось выработать единого мнения. Вопрос остался открытым.

Кто выиграет от обязательной установки «умных» счётчиков

Министр энергетики России Александр Новак, заявил, что создание цифровой электросетевой инфраструктуры на базе отечественного оборудования прежде всего положительно отразится на потребителях. Закон об «умных» счётчиках избавит жильцов многоквартирных домов от неудобств, связанных с передачей показаний «вручную»: интеллектуальные приборы сами транслируют данные о потреблении ресурсов в режиме реального времени.

Помимо этого, организация автоматизированного учёта и оперативного контроля за потреблением энергоресурсов в каждой квартире и по дому в целом позволяет:

  • не платить за «энерговоров» – потребителей, которые блокируют счётный механизм приборов учёта с помощью неодимовых магнитов или других приспособлений, искажающих данные о потреблении энергоресусов;
  • получать счета только за фактические объёмы потребленния коммунальных ресурсов;
  • со временем полностью перейти на более выгодную многотарифную систему оплаты.

Установка «умных» счётчиков в многоквартирных домах позволит потребителям на 30% снизить размер платежей.

Светлана Разворотнева, исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль»

Это также выгодно ресурсоснабжающим организациям и управляющим компаниям. По данным ИАР «ТАСС», около трети потребителей подают показания индивидуальных приборов учёта с опозданием или вовсе «забывают» об этой обязанности. При этом крупных должников и «энерговоров» не более 5%. Большинство собственников жилья действительно не помнят или не успевают передать показания.

В таких случаях управляющие и ресурсоснабжающие компании начисляют платежи по нормативу, который не отражает фактическое потребление. Отсюда – недополученные средства, которые сказываются на росте тарифов.

После того, как минстрой обяжет устанавливать «умные» счётчики, у поставщиков коммунальных услуг появится ряд новых возможностей:

  • получение достоверной информации о потреблении ресурсов в режиме реального времени;
  • существенное сокращение затрат на обходчиков и контролёров;
  • осуществление автоматизированного контроля за расходованием энергоресурсов;
  • оперативное определение баланса;
  • избавление от платёжных разрывов;
  • быстрая обработка полученных данных и своевременная выгрузка информации в ГИС ЖКЖ.

Согласно пояснительной записке к законопроекту об «умных» счётчиках, создание автоматизированных систем позволит снизить коммерческие потери энергоснабжающих организаций и обеспечить адресное воздействие на неплательщиков.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Система автоматизации учета ресурсов «под ключ» для МКД, РСО и поселков

В продолжение статьи.

Автоматизированный коммерческий и технологический учет потребления холодной и горячей воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Состав АСКУЭ "Пульсар"

1. Счетчики энергоресурсов , внесенные в Госреестр средств измерений РФ, оснащенные импульсным телеметрическим выходом или цифровым выходом ( , счетчики активной и реактивной электроэнергии, в том числе трансформаторного включения, измерительные комплексы газа)

2. Счетчики импульсов - регистраторы «Пульсар» (Госреестр № 25951-03) - вторичные приборы, к каждому из которых подключаются до шестнадцати первичных счетчиков с импульсным выходом. используются для:
- накопления числоимпульсной информации с первичных счетчиков с привязкой ее к астрономическому времени
- ведения однотарифного или двухтарифного учета электроэнергии с использованием однотарифных электросчетчиков
- передачи данных в цифровом формате на компьютер диспетчера (стандарт RS485)

3. Устройства сбора и передачи данных (УСПД) , обеспечивающие сбор данных с регистраторов "Пульсар", со счетчиков энергоресурсов с цифровым выходом, хранение и передачу данных на верхний уровень системы, синхронизацию работы приборов учета. устанавливаются непосредственно на объекте. Использование УСПД не является обязательным условием работы системы

4. Вспомогательные устройства, обеспечивающие передачу цифровой информации ( , ретрансляторы, )

5. Сервер коммерческого учета, автоматизированные рабочие места

Список, поддерживаемых АСКУЭ "Пульсар", приборов с цифровым выходом

Функции АСКУЭ "Пульсар"

- ведение базы данных потребления ресурсов на ПК;
- подготовка аналитической информации, отчетов, протоколов, графиков для последующей печати;
- выписка счетов абонентам для оплаты потребленных энергоресурсов;
- информирование потребителей о состоянии оплаты и потреблении ресурсов;
- сведение внутриобъектового баланса поступления и потребления энергоресурсов с целью выявления очагов несанкционированного потребления;
- выдача данных и обмен аналитической информацией между структурами ЖКХ и Энергоснабжающими организациями;
- корректировка внутренних часов счетчиков импульсов- регистраторов и счетчиков энергоресурсов с цифровым выходом.
- многотарифный учет энергоресурсов
- контроль линий связи со счетчиками энергоресурсов
- защита информации от несанкционированного доступа

Преимущества АСКУЭ "Пульсар"

Доступная стоимость оборудования и монтажа

Используется минимум функциональных блоков и минимальная длина проводов, что достигается путем использования параллельного принципа подключения счетчиков импульсов – регистраторов к общей линии.

Надежность

Вся информация о потреблении ресурсов до ее ввода в ПК хранится в энергонезависимой памяти счетчиков импульсов – регистраторов. В случае отключения питания сети, регистрация данных продолжается. Отсутствие промежуточных блоков накопления информации между счетчиком импульсов – регистратором и компьютером позволяет минимизировать вероятность порчи данных и возникновения сбоев в работе системы. Использование аппаратных средств передачи данных по протоколу RS 485 исключает влияние наводок, помех и пр. при передаче данных.

Удобство и простота обслуживания

Людям, настраивающим и обслуживающим систему совсем не обязательно специально проходить длительное обучение, иметь соответствующее образование и т.д. Интерфейс программной части, как и всей структуры системы, интуитивно понятен и прост. Использование адаптера 485/232 позволяет считывать информацию в ПК (в том числе и переносимый) прямо на месте. В случае имеющейся свободной телефонной линии удобно передавать информацию на удаленный компьютер через обычный телефонный модем. В случае, если телефонная линия отсутствует, удобно передавать информацию через GSM-модем. Оперативный контроль за работой главной функциональной ячейки системы – счетчика импульсов – регистратора, возможен на месте по показаниям встроенного ЖКИ. Практически неограниченные возможности по длине линии связи и количеству счетчиков – регистраторов в сети делают систему универсальной для применения на различных типах объектов.

Разнообразие функций

Многообразие функций отвечает всем современным требованиям к подобным системам. Имеется возможность наращивания функций без изменения общей структуры системы.

Открытость, совместимость, защищенность

Система построена на основе открытых протоколов передачи данных, однако данные защищены от несанкционированного считывания. Система имеет собственный ОРС - сервер. Потребитель информации при работе с данными может пользоваться как программным обеспечением, поставленным вместе с системой, так и собственным программным обеспечением. Программное обеспечение совместимо с расчетными программами.

Благодаря данным преимуществам, АСКУЭ "Пульсар" является уникальной в своем роде.

Максимальное количество в сети счетчиков импульсов регистраторов "Пульсар" не ограничено
Длина линий связи между счетчиками импульсов - регистраторами не имеет ограничений
Число импульсных входов счетчиков импульсов- регистраторов

2, 10 или 16 для версии без индикатора

6 для версии с индикатором

Длина провода от счетчика с импульсным выходом до счетчика импульсов- регистратора до 1000 м
Емкость архива счетчика импульсов - регистратора 1080 часов, 180 суток, 24 месяца
Наработка на отказ не менее 100000 часов
Средний срок службы 12 лет
Питание счетчиков импульсов - регистраторов литиевая батарея, работоспособность 6 лет
Предел допускаемой относительной погрешности измерения количества импульсов 0,1 %
Точность хода внутренних часов 0,01%

Отраслевые решения

1. Автоматизированный подомовой учет энергоресурсов (воды, газа, тепла, электроэнергии)

2. Автоматизированный учет в оды

- автоматизированный учет воды в квартирах
- автоматизированный учет воды в гостинице
- автоматизированный учет воды в торговом центре
- автоматизированный учет воды в частном секторе (коттеджном поселке)
- автоматизированная система учета и диспетчеризации на объектах водоканалов

Известно, что тарифы на энергоресурсы повышаются из года в год, заставляя задумываться о внедрении системы эффективного учета. Приборы учета потребления энергоресурсов могут быть установлены повсеместно. То есть, не только на промышленных объектах, но и в зданиях бытового назначения. За счет этого можно существенно снизить финансовые расходы на оплату коммунальных услуг.

Разновидности приборов учета

    В зависимости от конструкции, они бывают:

  • микропроцессорными;
  • электронными;
  • индукционными.

Все они оснащены интерфейсами для подключения модема, позволяющими передавать данные на устройства более высокого уровня.

Продукция «МЗТА»

Приборы учета, реализуемые нашим заводом, имеют высокую точность измерения. С их помощью можно экономить на оплате коммунальных услуг (за потребление воды, электроэнергии и пр. энергоресурсов). Важно учесть, что приборы учета являются полифункциональными.

Среди предложенного нашим заводом ассортимента можно выбрать устройства, предназначенные для поквартирного учета расходования энергоресурсов, с функцией диагностики, архивирования данных и объединения с иными приборами.

Заказывая приборы учета у нас, можно сразу решить несколько задач. А именно:

  • вести учет расходования энергоресурсов;
  • обеспечить точную и бесперебойную работу устройств в рамках одной полифункциональной системы.

В нашем ассортименте присутствуют счетчики импульсов, измерительно-вычислительные устройства для поквартирного учета расходования энергоресурсов и многое другое.